Мода, стили, тренды, история
История футболки
Наверное, нельзя представить себе более понятную и привычную нам вещь в гардеробе, чем футболка. Её мы носим при любом случае: от деловых встреч до тренировки с утра. И всюду она к месту! В этом материале мы разберём историю появления футболки, способ ношения и разберём несколько образов.
Откуда и как появилась футболка?
Точной даты появления футболки, имени её создателя и сведений о её “прародителях” в природе нет. Они просто не сохранились. Поэтому мы можем только предполагать, как она оказалась самым известным предметом одежды.
Считается, что майки с рукавами произошли от мужских трико — комбинезонов, покрывающих всё тело.
Раньше эта одежда использовалась в качестве нижнего белья. Поэтому она должна была быть удобной, достаточно лёгкой и при этом не холодной. С течением времени цельный нательный костюм превратилась в раздельную комбинацию. А потом верхняя часть этой костюма и вовсе потеряла воротник и длинные рукава, приобретя так знакомую нам форму.
Футболки стали носить рабочие: шахтёры, грузчики, водители, служащие в порту… Так продолжалось до 20-го века, когда “тишотка” (от английского слова T-shirt, “кофта в форме буквы Т”) пришла к американской армии и служащим флота США.
Согласно одной из версий, «датой рождения» футболки можно считать 1913 год: тогда появилась модель трико без пуговиц и воротника, с короткими рукавами. Сначала её носили военные моряки и подводники.
Её главными характеристиками были открытость движений и способность быстро высушиваться — от пота и морских брызгов. Что удивительно, и во времена “труда” футболки на таких нечистых работах, как те, что мы уже указали, она оставалась белой. То есть, не её хозяева были аккуратистами, а просто в те годы не существовало маек других расцветок, более подходящих для грязной работы.
Этот снимок считается самым первым фото футболки с принтом. На ней изображён американский курсант стрелковой школы военно-воздушных сил, это 1942-ой год. Тогда рисунки на футболках были в новинку, их начали печатать только в 1930-х годах. Например, для рекламной кампании фильма “Волшебник страны Оз” 1939-го года были выпущены футболки с названием этого фильма, а за несколько лет до этого фирма Champion начала продавать майки с надписью Michigan.
Тем временем, майки начали становиться популярными и “на гражданке”. Отслужившие солдаты возвращались домой, принося с собой военную форму, среди которой были и футболки. Так они потихоньку начали уходить в народ.
Из всех искусств важнейшим является кино...
А в 1950-е с выходом фильмов “Трамвай Желание”, где в главной роли был Марлон Брандо, и “Бунтарь без причины” с Джеймсом Дином тишотки стали очень уверенно занимать свои места в гардеробах молодых людей.
Главные герои этих кинолент были расположены, внимание-внимание, на постерах (!) в белых футболках (!!). Это не было верхом эпатажа, но теперь у молодёжи появились примеры для подражания.
Не удивительно, что родоначальники моды на футболки Брандо и Дин теперь сами стали частью моды.
Белая футболка стала символом особого стиля, мимо которого не проходит ни одна звезда кино и шоу-бизнеса.
Постепенно стало модным и, в общем-то, принятым за стандарт надевать майку под чёрную кожаную куртку, пиджак или рубашку.
С приходом 1960-х футболки превращаются в способ изъявления и самовыражения. Дизайнерские решения для таких маек были совершенно разными: от рвани и бахромы (что особенно ценили хиппи и появившиеся чуть позже них панки) до известнейшего портрета Че Гевары. Кстати говоря, изображение Че на футболках и в реальности немного различаются. А ещё автор снимка не получил ни песо отчислений с тиража этой фотографии — Альберт Корда решил сделать главное фото в своей жизни общественным достоянием, потому что это было характерно для тех ценностей, которые проповедовал Че и которых придерживался фотограф Корда.
Спустя некоторое время футболки взяла на вооружение британская художница Кэтрин Хэмнетт. Причём это не просто фигура речи: активистка Хэмнетт клепала одну за другой безразмерные майки с разными лозунгами. Самые известные из них: “Спасите мир”, “Выбери жизнь” (потом эта фраза была высмеяна в романе “На игле”), “Используй презерватив”. Причём она, как и фотограф Альберт Корда совсем не требовала дивидендов с массовой продажи футболок со своими лозунгами, потому что оповещение людей о проблемах было для неё ценнее авторского права.
А однажды Кэтрин предстала перед самой “железной леди” Маргарет Тетчер в одной из своих вытянутых маек — фотографию, на которой художница стоит с лозунгом “58% против [размещения американских ракет] першинг” перед премьер-министром Великобритании, перепечатали для своих обложек многие таблоиды.
С помощью футболок молодые люди могли классифицировать себя, показать всем ненавязчиво, к какой группе они относятся, даже как их стоит называть. С приходом недолгого века хиппи получила своё распространение психоделическая культура: в одежде она была представлена разноцветными очками, яркими шнурками, перьями, смелыми принтами. Тогда же была придумана техника tie-dye, в которой футболки разукрашивали фрактальными узорами (якобы именно такое видит человек под психоделиками, которые были в ходу у хиппи). Простая в своём исполнении структура раскрашивания до сих пор остаётся популярной у домашних творцов. Надо всего лишь взять ненужную светлую майку, свернуть её клубком или в узел, вымочить отдельные кусочки в воде с краской, просушить и любоваться.