Пол
Возраст / Размер
Поиск
Сбросить
Мода, стили, тренды, история

Мода, стили, тренды, история

История детской моды

Наверное, будет правильным заметить, что детская мода развивалась параллельно со взрослой. 

Дело в том, что долгое время вещей для детей… просто не существовало! Они начали появляться только 150-200 лет назад. А до этого были лишь взрослые одежды, может, слегка укороченные или самого маленького размера. Что интересно, сегодня мы можем зайти в любой вещевой магазин и потеряться в таких разных и богато представленных детских комплектах. Так давайте же узнаем, как произошёл такой короткий переход от кусочков материи до целых этажей, отданных под одежду для мальчиков и девочек!

Детская одежда в средние века. С чего всё начиналось?

Примерно до 19 века детской одежды не существовало в принципе. Да и важности этому особому периоду в жизни каждого человека особенной не придавалось. Дети - это просто недоразвитые взрослые, так считалось в это время.

Новорожденных пеленали в тугие пеленки - ноги вместе, руки вдоль тела. Таким образом их уберегали от внешних повреждений. Малыша легко можно было переносить со собой или даже подвесить к выступу мебели.

 


Пеленали детей всех сословий. И если для простых детей пеленание ограничивалось заворачиванием ребенка в льняную пеленку, то дети из высших сословий были запеленуты по-королевски - шелк, кружево, парча, расшитые золотом ткани.

Голландия, 1581 год. Младенец знатного рода.

Младенец знатного рода, пеленание. 1581 год

А это уже дитя королевских кровей. Принц Фридерик, 1605 год.

Принц Фридерик, 1605 год. Пеленание младенцев.


С развитием и возрастанием подвижности младенца пеленание ослаблялось и через некоторое время заменялось на свободную рубашку.  Такие же рубашки носили и взрослые в качестве нательного белья.


Такая одежда не сковывала движений и не мешала ребенку активно двигаться, учиться ползать и делать первые шаги. 


Забавно, но кажущиеся такими современными приспособления, помогающие ребенку ходить, вовсе не являются недавними изобретениями, а были известны еще в средние века. Вот модель на колесиках, созданная собственноручно средневековым отцом семейства.

Малыш учится ходить, ходунки

А вот более поздний по времени вариант - из лозы. Заметьте, что в районе пояса ходунки заботливо отделаны тканью, чтобы малыш не царапался о прутья корзины. 


Как только дети начинали уверенно стоять на ногах, их наряжали в платья. И девочек, и мальчиков. Причем платья уже полностью соответствовали взрослым фасонам, включая корсеты, кринолины и сложные воротники.

Традиция одевать маленьких мальчиков в платья сохранилась вплоть до начала XX века.

Маленькие мальчики в платьях, 20 век

У неискушенного зрителя такая мода может вызывать удивление, а иногда и путаницу. "Как отличить мальчиков от девочек?" 

Для тех, кто хочет научиться отличать мальчиков от девочек на картинах, дарим лайфхак - обращайте внимание на детали. Если в руках клюшка, молоток или ружьё - точно мальчик!

Ну, а в то время путаницы не было. Мальчики - это мальчики, не зависимо от того, в какой они одежде. 

И мы можем их понять. Мы же не путаем мальчиков и девочек, одинаково одетых в джинсы и майки :-)


Примерно к возрасту 5-6 лет мальчик переходил в новую возрастную категорию, получал новый статус и уже одевался в мужскую одежду, полностью копировавшую мужскую моду того времени.


С того момента, когда у детей появились свои аналоги взрослой одежды, начались и их страдания. Ведь дворяне в те давние времена сильно издевались над своими формами: носили корсеты, обвязывали ножки девушкам, чтобы те не выросли, надевали парики на каждый выход… Детям предстояло то же самое, какие тут могут быть исключения! И теперь на нас с портретов того периода смотрят просто маленькие грустные копии взрослых, в этих невообразимых нарядах и с пышными причёсками. Некоторые девушки из императорских семей рассказывали, что они с семи лет были вынуждены даже спать в корсетах – зато потом, после нескольких лет мучений, у них появлялась осиная талия. Но стоило ли оно того?

Влияние корсета на формирование фигуры


Детская мода 18-19 века

Мучения маленьких дворян прекратились после трактата философа Жан-Жака Руссо “Эмиль, или о воспитании”.

Одна из идей этого революционного сочинения – хватит мучать ваших отпрысков! Оставьте им немного детства! Подавалось это через понятия о свободе. Дескать, вряд ли из туго укутанного в пелёнки или закованного в корсеты малыша вырастет счастливый и раскрепощённый человек. Для каждого периода взросления должны быть подобраны свои стандарты, свои правила. Маленький ребёнок развивается за счёт того, что всюду ползает, бегает, прыгает, падает, обжигается, машет руками, так зачем ограничивать его ненужными одеждами? Неудивительно, что именно “Эмиль” стал настольной книгой всех прогрессивных французских родителей. 

Ж.Ж.Руссо "Эмиль, или о воспитании" 1762 год

Французская революция изменила не только систему управления государством, но и моду. Одним из декретов отменялось деление на сословия, то есть все люди признавались равными по рождению. И конечно, одежда, как главный символ статуса и власти, теряла свое символическое значение. Если раньше костюм, который не возможно надеть без помощи нескольких слуг, считался символом богатства и статуса, то после победы французской революции такой наряд мог стоить жизни. В своих идеях лидеры революции обращаются к идеалам античности, и это сразу находит отражение в моде.  Исчезают утягивающие корсеты и огромные кринолины. Появляются платья в греческом стиле (ампир), с завышенной талией и свободно спадающей юбкой.


Платья девочек по-прежнему повторяют наряды взрослых, и теперь они не сковывают движений и не являются травмоопасными.

Для мальчиков входит в моду одежда в стиле формы Наполеоновской армии.



Когда же произошел и в чем заключался переход к детской моде? 

Историки моды склоняются к тому, что начало детской моде было положено в 18 веке. Первым существенным отличием детской моды стало изменение длины детской одежды. Фасоны платьев девочек повторяют фасоны взрослых платьев, включая обилие декоративных элементов, складок, рюшей и оборок, но существенно отличаясь по длине. 

И если мужчины того времени уже полностью перешли на длинные брюки, то в моде мальчиков появились шорты и панталоны, подчеркивающие юный возраст их носителей.

Детская мода конца 19 века

И если взрослая мода 19 века еще не раз возвращалась к корсетам и кринолинам, то в детской одежде сохранились тенденции, намеченные ранее - длина до колена, никаких корсетов.

Детская мода 19 века

Детская мода в XX веке

20 век стал революционным для всех сфер жизни. Войны и революции, стремительное развитие промышленности и освоение новых технологий, привлечение женщин на производство, что повлекло повсеместное создание детских дошкольных учреждений. Всё это не могло не сказаться на развитии детской моды.

Что можно отметить из основных изменений:

1. Периодизация детства.  Мода для каждого периода детства.

Если до 18 века ребенок - это просто недо-взрослый, то в 19 веке детство уже понимается как отдельный период в жизни человека. 

А в 20 веке детство как период уже делится на возрастные этапы:

  • младенчество - возраст до 2-х лет
  • дошкольный возраст
  • младший школьный возраст
  • подростковый возраст

И каждая из этих возрастных категорий определяется не только особенностями физиологии и психологии, но и определенными требованиями к одежде, отражающими эти особенности. Постепенно в течение 20 века сформировались следующие требования к одежде возрастных групп:

  • Одежда для грудничков должна обеспечивать максимальный комфорт и свободу движения, легко сниматься-надеваться (взрослым), выдерживать большое количество стирок, радовать глаз - ведь чем более милым выглядит ребенок, тем чаще он видит в свой адрес улыбки, что благотворно сказывается на его развитии. 

    И если для новорожденных с 17 века практически ничего не изменилось - как пеленали, так и продолжали пеленать

    Новорожденные в XX веке
    то в плане одежды для грудничков появились новые тенденции. Основу одежды маленьких мальчиков и девочек стали составлять ползунки и распашонки из хлопчатобумажной ткани. Во второй половине 20 века основная часть одежды для новорожденных уже была из трикотажных тканей. 


  • Одежда для дошкольников должна быть функциональной, удобной, легкой в надевании, яркой, красивой, актуальной. Большинство детей в возрасте от 1 до 6 лет посещали  ясли и детский сад. Одежда для детского сада уже более взрослых фасонов, но должна быть подобрана так, чтобы ребенок легко мог переодеться на прогулку, на физкультуру или на тихий час. Основу одежды девочек составляли экстремально короткие платья и сарафаны.



    Мальчикам этого возраста полагалось носить шорты и рубашки, а позже футболки.     


  • Одежда для школьников, школьная форма символизирует новый этап в жизни ребенка. Он приучается к ответственности, аккуратности, действиям в коллективе. Она не должна отвлекать маленького школьника от учебы, поэтому обычно такая одежда делается из однотонных тканей строгих расцветок, в едином стиле, принятом в данном учебном заведении. Общий цвет в одежде помогает ребенку ощутить себя частью коллектива, а ее официальный стиль - настроиться на рабочий лад. 

    Школьная форма СССР 50-х годов
    Школьная форма СССР 50-х годов

    Школьная форма в Австралии, середина XX в.
    Школьная форма в Австралии

  • Одежда для подростков обычно выглядит совсем иначе. Основная задача этого возраста осознание собственной уникальности, поиск своего пути. Именно поэтому одежда подростков часто так провокационна и неожиданна. При этом у подростков часто выражено стремление быть частью какой-то неформальной группы, движения. Поэтому именно в одежде для подростков так ярко выражены различные стили. Внешний вид подростка иногда "кричит" о его предпочтениях в музыке, является маркером, определяющим "своих" и "чужих". Осознание подросткового возраста как отдельного переходного периода между детством и взрослой жизнью  сформировалось во второй половине 20 века. В этот же период появляются различные направления ярких молодежных субкультур, оказавших сильное влияние на молодежную и подростковую моду.



2. Функциональность

Если в 17-19 веке одежда в основном являлась знаком принадлежности к определенному классу или сословию, то в 20 веке границы между классами и сословиями значительно размылись. Одежда взрослых стала в большей степени символом принадлежности к как определенному профессиональному сообществу (синие воротнички, белые воротнички и т.д.). 

Детская же одежда стала более однотипной и универсальной. Всеобщее школьное образование, развитие детского спорта, летние лагеря, детские патриотические движения - все это требовало более универсальной, простой и удобной одежды, во многих случаях формы, одинаковой для большого количества детей.   

Британские скауты 20-х годов XX века

Британские скауты 20-х гг XX века  

Пионеры Советского Союза 30-е гг XX века

Пионеры Советского Союза 30-е гг XX века

Американские школьницы в спортивной форме, 30-е гг XX века

Американские школьницы в спортивной форме, 30-е гг XX века


3. Массовое производство тканей из хлопка, трикотажное производство

В 1792 году американский изобретатель и промышленник Эли Уитни изобрел станок, многократно упростивший обработку хлопка, что привело к бурному росту хлопководства и развитию текстильной промышленности во всем мире. 

Сбор хлопка

В течение 19 века хлопковые ткани прочно заняли лидирующие позиции в производстве одежды, но только в 20 веке активно развивается промышленное производство хлопкового трикотажа, который составляет сейчас основу любого детского гардероба. 

Фабрика по производству трикотажа

Трикотажные хлопковые боди и комбинезоны для новорожденных, футболки, шорты, теплые трикотажные толстовки и худи, пижама, носки, колготки и белье - все эти вещи сейчас составляют основу любого детского гардероба. 


4. Высокотехнологичные материалы, водоотталкивающие ткани, флис

Если в одежде для дома, школы, спорта и отдыха лидирует хлопковый трикотаж, то в одежде для улицы лидерство захватили искусственные и высокотехнологичные ткани.

Еще в середине 20 века ребенок, одетый на зимнюю прогулку выглядит как маленький меховой колобок, но уже к концу 20 века, благодаря развитию технологий, ребенок на зимней прогулке выглядит совсем иначе.

Зимняя одежда - прогресс 20 века


Водоотталкивающие ткани по легенде появились благодаря чистой случайности. В 1823 году шотландский ученый химик Чарльз Макинтош проводя опыты случайно окунул рукава своего костюма в жидкий каучук. По дороге домой он попал под дождь и заметил, что то место на рукаве, на которое попал каучук не пропускает, а наоборот, отталкивает влагу. Так ему пришла в голову идея создания водоотталкивающей ткани. К сожалению, помимо прекрасного свойства отталкивать влагу каучук обладал еще и рядом минусов - долго застывал, и даже после застывания сохранял липкость и неприятный запах. Но Макинтош не сдавался. Работа над созданием водоотталкивающей ткани заняла более 10 лет и в 1836 году появился первый в мире непромокаемый плащ, получивший название Макинтош и быстро завоевавший популярность во всем мире. 

Чарльз Макинтош, создатель водоотталкивающей ткани

Но работа над водоотталкивающими свойствами тканей на этом не остановилась. В настоящее время используют разные способы для придания ткани нужных свойств - и прорезинивание (обработка ткани каучуком), и обработка специальным водоотталкивающим составом, который образует на поверхности ткани невидимую пленку, препятствующую проникновению влаги, и технологии создания мембранных тканей.

Водоотталкивающая ткань

Во второй половине 20 века одежда из водоотталкивающих тканей - куртки, комбинезоны, плащи, штаны - стала основой детской уличной одежды, благодаря своей легкости,    

Мембранная ткань (Gor-Tex) изначально создавалась для использования в космосе. Материал обладает удивительными свойствами односторонней проводимости. Ткань не пропускает влагу снаружи и хорошо отводит влагу (пот) изнутри. То есть тело под одеждой из такой ткани дышит, и остается сухим даже под дождем. Ткань запатентована в 1970 году. И с 90-х активно используется для производства зимней одежды для спорта и активного отдыха. Разумеется, такой материал сразу попал и в поле зрения производителей детской одежды.

Флис (полартек). На смену шерсти, которая хоть и прекрасно держит тепло, но тяжелая и теряет свои свойства при намокании, в 1979 годах был изобретен новый материал - флис. Флис производится из переработанного пластика. Для производства одной флисовой кофты достаточно отправить в переработку 25 пластиковых бутылок. Он легкий, дышащий, хорошо держит тепло даже, когда намокает, легко окрашивается в яркие цвета и выдерживает множество стирок, не теряя своих свойств. 

Изначально создавался для производства спортивной одежды, но завоевал народную популярность и прочно занял свое место в детском сегменте зимней одежды.        

5. Новые виды застежек

Современную детскую одежду невозможно представить без кнопок, молнии или липучек. И все эти зудесные изобретения пришли в детскую моду именно в 20 веке.

Застежка-кнопка была запатентована в 1885 году, и уже в 1903 были произведены первые кнопки, которые и по сей лень не изменили свою конструкцию.   

Застежка-молния появилась на свет в 1913 году. Сначала такая застежка использовалась для обуви и сумок, а для того, чтобы производители одежды стали использовать ее в своих изделиях прошло без малого 20 лет.  И первыми внедрили эту застежку как раз производители детской одежды, т.к. она существенно упрощала процесс одевания-раздевания маленьких непосед.

Пояс на резинке  тоже изобретение 20 века. Только в 1925 году компании "Dunlop Rubber", производящей шины, удалось произвести бельевую резинку, устойчивую к многократному растягиванию и кипячению.  

Застежка-липучка появилась позже. Идея изобретения пришла в 1941 году швейцарскому инженеру Жоржу де Местралю, в процессе очистки собаки от колючек репейника, патент был получен в 1955. Первыми текстильную застежку использовали космонавты и горнолыжники, а затем уже ее стали использовать в производстве повседневной одежды. Особенную популярность такая застежка приобрела в производстве детской одежды и обуви.

  


Оставьте комментарии

 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений